Любой бизнесмен должен постоянно отслеживать тенденции своего рынка и вовремя реагировать на происходящие в нем изменения. При этом не обязательно проводить полномасштабные маркетинговые исследования или бороздить интернет в поисках таковых, вполне достаточно быть чуточку внимательней к тому, что происходит вокруг. Все мы, бельевики, должны соответствовать новой ситуации на рынке, если не хотим остаться «за бортом».
В последнее время розничные клиенты все больше жалуются на сильную конкуренцию, с которой они вынуждены бороться. Бельевая компания «Татюр» не раз сталкивалась с тем, что клиенты указывают на рост количества сетевых отделов, но в последнее время этот процесс переживает настоящий бум. Речь идет не об известных сетях, чье развитие происходит планомерно и вполне предсказуемо, а о развитии розничного направления региональными бельевыми складами. Действительно, представители розницы сталкиваются с тем, что региональные склады за короткие сроки открывают десяток розничных отделов и наполняют их своим ассортиментом. В то время как стратегии большинства представителей розницы уже скорректированы с учетом известных бельевых сетей, никто не знает, как реагировать на экспансию оптовых складов на розничный рынок. Все это создает опасную для рядового бельевика среду. Такова точка зрения розницы, но прежде чем выносить суждения, попробуем определить, из-за чего все это происходит.
Вероятно, что создавать конкуренцию собственным клиентам — это не выход из ситуации, но оптовые склады можно понять. Между оптом и розницей есть значительные разногласия, связанные с тем, что стороны по-разному видят цели и задачи своей работы. Бельевой опт нацелен на увеличение масштабов и постоянное развитие, розница же обычно стремится к стабильности — обобщение очень рискованное, но близкое к правде. Поставщики ждут от своих клиентов увеличения количества и суммы закупок, а розница ждет от поставщиков «протекции» — рассрочки платежа, специальных условий, увеличения срока бронирования товара и так далее. Одни нацелены на покорение новых вершин, другие стремятся удержать занятую позицию. Инертность представителей розничной бельевой торговли идет вразрез с представлениями крупных оптовых фирм, которые хотят видеть в качестве своих клиентов динамичных и развивающихся бизнесменов. Как следствие — бельевой опт начинает терять позиции, не выдерживая поставленный перед собой темп развития. Понятно, что владельцы розничных отделов не желают брать на себя риски по открытию и развитию нескольких отделов, памятуя о том, какие трудности сопровождают этот путь, но бизнес есть бизнес, и как только в нем появляется свободное место, кто-то его обязательно займет. Не дождавшись решительных действий от клиентов, оптовые фирмы, привыкшие к активности в B2B-сфере, выходят на B2C-территорию, чтобы установить на ней свои порядки.
Чем это грозит?
Для розницы — катастрофой. Отсутствие движения вперед само по себе является движением назад, и конкуренция с крупным региональным складом только ускоряет процесс. Шансы на успех в такой войне приближаются к нулю: у сторон просто разные весовые категории — сети, созданные оптовыми фирмами, лучше финансированы, снабжены лучшим ассортиментом, мобильно пополняются новинками и так далее. Так розница платит за свою инертность. Несмотря на то, что в большинстве случаев владельцы региональных складов на первоначальном этапе выхода на розничный рынок стараются разделить два бизнеса, оптовый и розничный, придерживаться такой стратегии в дальнейшем не получается. Жалобы работников розничной торговли указывают на то, что вместе с растущей конкуренцией со стороны «оптовой розницы» ухудшается ассортимент непосредственно опта. Вполне предсказуемая тенденция, ведь все лучшее достается собственным отделам, а клиенты получают то, что осталось. Вместе с этим ужесточаются условия, например, повышается минимальная сумма закупки или ежемесячный план. Из-за перераспределения товара и финансирования оптовая составляющая у таких фирм начинает приходить в упадок. В итоге мы получаем розничную компанию, которая только делает вид, что имеет какое-либо отношение к опту: весь товар расходится по собственным точкам, а склад либо близок к закрытию, либо существует в вялотекущем мелкооптовом или оптово-розничном режиме, также ориентируясь скорее на крупного розничного покупателя, нежели на оптового.
Каков выход из ситуации?
Если говорить о конкретных шагах, то давайте обратим внимание на размещение бельевых отделов. Как правило, в крупных торговых центрах представлены отделы бельевых сетей: монобрендовые, такие как «Милавица» и «Intimissimi», или мультибрендовые, наподобие «Парижанки» и «Стильпарка». Что ни говорите, но все они предлагают совершенно определенный ассортимент, который полностью не покрывает спрос аудитории или, по крайней мере, полностью не реализует товарное предложение, которое сейчас существует в бельевом секторе. Возникает та самая «ниша», которую должны занять не-сетевые, независимые предприниматели. Но где они?
Подавляющее большинство независимых предпринимателей прячутся в небольших ТЦ, которые стремительно теряют привлекательность. Конкурировать с «брендами» и «франшизами» они бояться. Однако то, что Вы не причастны ни к одной из сетей — это мощное преимущество в условиях современного рынка! Сейчас рынок перенасыщен их ассортиментом, а Вы можете предложить качественную альтернативу. Независимые предприниматели могут уверенно размещать свои отделы в крупных ТЦ, нужно только грамотно сформировать ассортимент, предлагая торговые марки, не представленные в сетевых отделах. Многие, как уже отмечалось, уже это делают. Так чего бояться? Нужно позволить клиенткам элементарно встретиться с новым ассортиментом, ведь о большинстве фабрик жительницы России просто не знают! Не верите? Зайдите в интернет, «походите» по женским форумам — Вы убедитесь, что спрос в разы превышает предложение. К слову, совместные покупки формируются по той же причине, дело здесь не только в цене. На бельевом рынке существует большая незаполненная ниша, и если ее не заполнят сами работники розницы, количество розничных отделов от региональных складов будет только расти. Ждать, что региональные бельевые склады вернуться на «путь истинный», не приходится. То, что происходит — планомерная реакция на современную ситуацию на бельевом рынке. Розничная сеть способна приносить больше дохода, чем оптовый склад, тем более, если продажи застыли, достигнув определенного уровня. Те, кто стремится к большим успехам, меняет стратегию ведения бизнеса в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Так что повлиять на ситуацию могут только представители розничной торговли. Развитие — залог успеха, особенно в условиях современного рынка. Активными клиентами оптовые фирмы дорожат, и открывать на их территории собственные отделы не станут. Да и сама необходимость в этом отпадет, если поставщик будет видеть, что и его клиенты заинтересованы в развитии. Развивающемуся клиенту также легче получить специальные условия, потому что поставщик знает, что уступки с его стороны окупятся растущими закупками. К слову, стабильность, на которую направлено большинство владельцев розничных отделов, опять-таки достигается только мобильными клиентами, потому что обе стороны видят перспективы долгосрочного сотрудничества. Так что рознице можно посоветовать проявлять большую активность, развиваться, выходить в большие ТЦ, увеличивать площади, ассортимент и закупки. Бельевая компания «Татюр» искренне надеется, что оба рынка — и B2B, и B2C — будут идти бок о бок, что позволит равномерно развиваться всему бельевому сектору в целом.
Илья Томилин
Бельевая кампания «Татюр»
Постоянная ссылка